Действительный член Национальной ассоциации таможенных
брокеров (НАТБ). Свидетельство № 0116/00 от 09.12.2010
Russia/Russian USA/English Germany/German
8(498)908-27-47
8(919)969-91-38
Написать нам
Перезвоните мне

Таможенные услуги в России.

Обеспечение экономических интересов России – главная задача таможенной службы. В связи с увеличением торгового обмена необходимо непосредственное участие в регулировании всего международного торгового обмена субъектов ВЭД. Таможня сегодня осуществляет фискальную функцию. Таможенные услуги в России вышли совершенно на другой уровень. Эффективность работы института таможни как такового доказана конкретными делами. Прежде всего, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет, а значит принимает активное участие в решении экономических проблем России.

В связи со сложностью, возникающих в такой ситуациях проблем, предоставление таможенных услуг обусловливают искать не только стандартные, но и нетрадиционные формы организации и содержания таможенной службы. Сегодня таможня работает в тесном сотрудничестве с федеральными органами государственной власти, региональными административными органами, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями и конечно же непосредственно со всеми участниками внешне экономической деятельности (ВЭД). Предоставляя таможенные услуги участникам ВЭД таможня и посреднические структуры, таможенные брокеры и консалтинговые организации во главу угла ставят прежде всего как общественные так и личные интересы граждан, охраняя от посягательств извне на здоровье наших граждан, на их имущественные интересы, соблюдая при этом национальные традиции государства.

Таможенная политика государства - часть внешнеторговой деятельности, которая постоянно регламентирует и объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Становление таможенной службы России

С созданием в 1991 году Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТКРФ) Таможенная служба, сохраняя все свои лучшие традиции, выработанные веками, вступила в новый период своего развития. И в этой связи достаточно интересным и полезным для нас является обращение к тысячелетней истории таможенной службы государства российского.

Существование таможенного дела, предоставление таможенных услуг на территории России подтверждено многочисленными историческими документами и с высокой степенью позволяют нам утверждать о более чем 1000 летнем периоде, становления и развития таможни. Из летописи и существующих уже на тот момент рукописных источников известно, что уже в X-XII в.в. на Руси существовала таможенная пошлина - «мыто». Это торговая и провозная пошлина, за провоз товара, как через внешние, так и внутренние мытные заставы. Сборщики этих мытных пошлин как правило состояли на службе княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями». Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, содержалось в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Руской» ХI века.

В период феодальной раздробленности на Руси в ХI I - начале ХIII вв., в связи с ростом числа княжений и внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 гг.) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года.

После разгрома Руси татаро-монгольским игом в XIII веке таможенная политика проводилась уже отдельными княжествами и другими административными образованиями.

Именно от тюрского слова «тамга» произошел глагол «тамжить» т.е. взыскивать пошлину тамгу. И соответственно такое место на рынке или ярмарке, где тамжили товары и стало называться таможней. Служивый человек, которого ранее называли мытником, стал таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система также была заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам»

Главным обстоятельством, развития таможенной системы XV-XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, в связи с этим формируются и получают свое дальнейшие развитие таможни. Совершенствуется как правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, так и ужесточаются финансовые сборы. Уже с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Таможенные услуги в России – это уже как необходимость нормального развития государства.

В период царствования династии Романовых, а именно Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г.г.) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

В 1723 г для противодействия контрабанде, было приказано учредить по большим дорогам "крепкие заставы", а малые дороги, проходившие между ними, завалить лесом или перекопать рвами, чтобы укрепить и полностью контролировать западную сухопутную границу. Обязательно предусматривались разъезды от одной такой заставы до другой. В случае обнаружения в запрещенных для проезда местах следов, пограничники обязаны были задерживать нарушителя "и штрафовать отнятием всего того, с чем взят будет". А 31 января 1724 г. был окончательно утвержден протекционистский таможенный тариф.

Перечень привозных и отпускных товаров впервые был составлен в алфавитной последовательности, товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров. В основу исчисления пошлин был положен "арифметический" прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть: если половины - 50%; если превышало привоз - 75%.

С принятием такого тарифа 1724 г. во многих портовых городах уже из оплачиваемых чиновников стали комплектоваться штаты таможен, которые работали уже на постоянной основе. Все чаще различные таможенные должности стали занимать люди купеческого звания. В 1724 г. была утверждена Санкт-Петербургская портовая таможня. Перенесение в 1713 г. столицы в Санкт-Петербург не изменило господствующего положения Москвы. Еще при Петре I на подъездах к городу существовали таможенные заставы, в 1731 году соединенные окружившим Москву деревянным забором. В 1742 году полуразрушенный и растащенный жителями на дрова забор был заменен 37-километровым насыпным земляным валом со рвом. В местах пересечения вала с дорогами в Москву были устроены 16, а впоследствии 18 застав со сторожевыми будками - кордегардиями для караульных, которые на заставах проверяли ввозимые товары и документы на них, а также несли службу по охране всего периметра вала. Вал имел значение таможенной границы города. Таможенные пошлины собирались Камер-Коллегией, поэтому вал получил название Камер-коллежского. С принятием тарифа 1724 г. резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому в 1731 г. был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и железа, на селитру, сырье, инструменты, азотную кислоту были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренняя и портовая таможни.

В 1747 г. специальной комиссией, при Сенате был учрежден новый таможенный тариф. В то же самое время вышел и сенатский указ, подтвердивший необходимость закупки у Адмиралтейства таможенной яхты . В 1747 г. такая яхта была спущена на воду под командованием офицера. На ней было 10 надсмотрщиков и солдат из Кронштадтского гарнизона.

20 декабря 1753 г. Елизавета Петровна подписала указ "Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов". Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их "новоположенную прибавочную" пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

Также было решено упразднить таможенную черту между Россией и Украиной. Это потребовало создания новых таможен на западных рубежах страны. Всего в 1754-1755 .было укреплено и вновь образовано 10 портовых и 27 пограничных таможен с целой системой форпостов и застав. В целях усиления борьбы с контрабандным ввозом Сенат в 1754 г. учредил на западной границе государства институт "пограничных таможенных объездчиков". 9 января 1762 года вышел именной указ императора Петра III о предоставлении таможенных льгот иностранным послам, министрам, резидентам и поверенным в делах. В марте того же года император даровал Архангельскому порту равные с Петербургским портом таможенные льготы. Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение…

Действительно все выше изложенное показывает необходимость и важность таможни, как государственного органа, отстаивающего его интересы, а так же интересы российских граждан.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Таможенные услуги – это целый комплекс мер, направленный на решение важнейших задач.

Задача государства при осуществлении таможенных операций – соблюдение законов и защита интересов граждан. Задача нас как таможенного брокера предоставить качественные таможенные услуги участникам ВЭД. Мы как таможенный представитель стоим на защите интересов и государства и организаций и, конечно же, личности.

Таможня была, есть и будет! Проблемы, связанные с осуществлением импортно-экспортных операций происходят довольно часто. Давайте вместе постараемся сделать так, чтобы весь этот сложный процесс занимал как можно меньше времени и тратили бы на это гораздо меньше своих нервов.

Качественно предоставленные таможенные услуги – это залог развития вашего бизнеса!